Экскурсии

Приглашаем на экскурсию!

По желанию, подъем на колокольню, уроки звона и возможность позвонить самостоятельно.

 

У каждого, даже самого тяжелого времени, есть свои плюсы. Вот и в наши непростые времена, с «закрытием» границ, проснулся интерес людей к родной истории, и потянуло их к отеческим местам. В нашем храме стало останавливаться все больше экскурсий, следующих из Москвы в Троице-Сергиевую Лавру и обратно. И это не удивительно. Так, собственно, было всегда… .
Из века в век, по бывшему Троицкому тракту (старое Ярославское шоссе), на котором стоит храм, нескончаемым потоком тянулись вереницы паломников. Проходили здесь государи и патриархи; князья, бояре, духовенство и воины, ну и, конечно же, несметное количество простого люда. Словом, вся Россия! Многие из них останавливались на отдых в селе Рахманцово (ныне Рахманово), богатевшем на постоях. Молились, стояли службу, вносили пожертвования на содержание и украшение храма.
Экскурсии по храму проводит его настоятель протоиерей Савва Михалевич, отдавший 40 лет своей жизни служению Богу, и вот уже 28 лет окормляющий приход. В программе – история, архитектура, святыни храма и его убранство. Экскурсия по-настоящему живая и интересная. Можно подать записки, заказать молебны, по желанию, принять участие в службе и даже… подняться на колокольню!
«Не всякий храм современной России может похвастаться такой богатой историей, тем более причастностью к великому и
поворотному событию в жизни Руси – победе в Куликовской битве. А, ведь, именно ей, согласно преданию, и обязан своим рождением наш храм», — говорит батюшка.
В 1380г., на месте, где сейчас в своем пурпурном великолепии царит наш Вознесенский храм, московскому князю Дмитрию Иоановичу (Донскому) во сне явился его небесный покровитель Дмитрий Солунский, предрекший России победу над Ордою. Днем позже, при личной встрече, все это подтвердил ему сам преподобный и благословил на битву. И вот, после победы на поле Куликовом, на месте явления Дмитрия Солунского был возведен деревянный храм, освященный в его честь.
«История учит, какие бы тяжкие испытания ни выпадали на долю Руси, каким бы малочисленным ни было ее войско, победа веками была там, где Вера! И крест Константина Великого в небе всегда сияет тем, кто способен его видеть!», — продолжает экскурсию батюшка.
Частицы мощей обоих святых — равноапостольного Константина и великомученика Дмитрия Солунского находятся в храме. К ним всегда можно приложиться и испросить благословления и помощи на воинский или житейский подвиг, что особенно важно сейчас в наше военное время.
История этого места насчитывает три храма. Сколько простоял первый Дмитровский неизвестно. В дальнейшем, на его фундаменте был возведен деревянный Никольский, упоминание о котором содержится в летописи паломничества патриарха Никона от 1653г. Третьим, и полноправным приемником первых двух, стал нынешний храм Вознесения Господня с двумя приделами,
освященными в честь Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца. Он был отстроен в камне в 1802г.
Батюшка увлеченно продолжает: «Сам патриарх Никон (1652-1666г.г.), имевший обыкновение дважды в год посещать Лавру на дни памяти преподобного Сергия, любил останавливаться у нас и слушать обедню, о чем свидетельствует книга братьев Холмогоровых «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII вв.».
Открываем, читаем: «20. Ц. Дмитрiя Солунского въ с. РахманцовѢ
7162г. (1653г. от Р.Х.) сентября въ 24 день патр. Никонъ по обѢщанiю своему ходил в домъ пресв. Троицы въ Сергiев монастырь молиться. На дорогѢ жъ Троицкаго Сергiева монастыря въ вотчинѢ въ селе РахманцовѢ въ церкви Николая чудотворца слушалъ обѢдни и после обѢдни пожаловалъ попу на молебенъ гривну (Кн. N 36, л. 331)».
А вот еще одна запись от 1657г.:
«7166г. (1657г. от Р.Х.) сентября въ 23 день патр. Никонъ пошел въ поход въ Сергiевъ монастырь въ пол-часа ночи; въ РахманцовѢ св. патрiарх слушал обѢдню и после обѢедни священнику, который служилъ, пожаловалъ гривну (Патр. прик. кн. 43, л. 220)».
«Особо стоит отметить, что милостию Божией, за всю свою долгую историю, храм никогда не закрывался, даже в суровые годы
сталинских репрессий. В Москве таких по пальцам перечесть! Ну, и у нас – один на всю округу!
Вдумайтесь только, почти 650 лет непрерывного служения и молитвы!», — подытоживает он.
Опыт показывает, что люди глубоко чувствуют намоленность места. Старый храм всегда дает силы. В нем дышится легко. Здесь ощущается присутствие предков, и легче находятся нужные слова для молитвы.
Как-то раз, заметив мой удивленный взгляд на кипу записок в своей руке, один, уже очень немолодой паломник сказал:
«Бываю здесь не часто. Сам я из Москвы. А это требы родных, соседей и знакомых. Вот привез!».
«Но почему к нам?», — спросил я.
«Ну, как же, ведь, он (храм) у вас намолен «до густоты!».
Здорово сказано! Велик и могуч ты, язык наш русский!
В этом мире все связано! Настоятель о. Савва не только хранитель древнего храма, но и русского языка, который по нашей беспечности и нерадению давно уже превратился в «филиал» безликого и «скудного на краски» английского. Слава тебе, Господи, что есть в России еще люди, способные будить в других любовь к родному слову!
Батюшка является членом Союза писателей. Книги его всегда доступны в храме.
Ну, и еще немного по теме.
Поразила одна история, связанная с захоронением на храмовом кладбище, в чем-то схожая с историей о лепте вдовы. Здесь, в одной из могил покоится прах Сергея Рыбина, крестьянина и бывшего прихожанина. В голодные военные годы, чтобы спасти храм от закрытия и разрушения, он продал свою единственную корову и оплатил неподъемный налог. Минуло немало лет. От многих имущих его современников не осталось ничего, даже памяти. А он лежит, хранимый Богом в освященной земле, дожидаясь Его пришествия! У Господа ничто не забыто!
Но вот, наконец, и последний, пожалуй, самый необычный пункт экскурсионной программы – подъем на колокольню, знакомство с ее устройством и приемами звона. Ну, и конечно, желающим дается возможность позвонить самостоятельно! Идея эта родилась по просьбам самих экскурсантов. Но об этом лучше расскажет звонарь Вознесенского храма Михаил:
«Сначала, если позволите, немного истории. Несколько лет назад община храма решила обновить колокола. Старые дореволюционные, были уже все в трещинах. Не звонили, а только «скребли» и глухо звякали. Денег особо не было, стали потихоньку собирать. Но мы, ведь, живем в России! Нашелся добрый человек, пожертвовавший деньги на первый, самый большой, и, по сей день, остающийся таковым, колокол. Низкий поклон ему! Как же важно «положить начало благое»! Дальше легче. Вслед за первым, на колокольню поднялась семерка новых, сформировав набор, в который уже можно было звонить! Сделали систему управления звоном, благоустроили ярусы и… открыли школу звонарей! Дело пошло! Сначала просто поднимали людей и звонили сами. Благо, не высоко, и подъем нетруден! Справляются даже очень пожилые люди. Наверх ведут добротные металлические лестницы с перилами и широкими ступенями. Те же, кто не хочет «приключений», остаются внизу и просто слушают. Главное, что
это доставляет радость и тем, и другим! А опыт и терпение инструкторов позволяет начинающим уже с первого раза освоить элементарные приемы звона. Некоторые из них, буквально через несколько минут, начинают самостоятельно играть простейшие рисунки.
Занятно наблюдать за реакцией людей! Они спускаются с колокольни чуть ошалевшими, радостными и все еще не до конца поверившими в то, что у них получилось». Интерес ко звону год от года только растет.
Михаил шутит, что за все время не смог обучить только одного «студента» – рыжего кота, повадившегося на колокольню за ласточками. Да и то, исключительно по лени последнего.
«Сейчас процесс налажен. Есть люди, которые приезжают с экскурсиями уже в седьмой раз. Что же их так привлекает ?! Ответ простой — возможность совместить приятное с полезным: побывать на службе, позвонить в колокола, плюс освоить новый элемент звона!
Разница между экскурсионной и паломнической группой заключается лишь в том, что участники первой не присутствуют на службе. В остальном, все одинаково для всех.»
Частным лицам, туристическим и паломническим агентствам, желающим включить наш храм в свои маршруты, просьба предварительно позвонить настоятелю храма: +7 (925) 872-43-46 для уточнения времени экскурсии.